Советы логопеда

 

 

В каких случаях и когда необходимо обращаться к логопеду? 

 Многие родители считают, что не нужно обращаться к логопеду до четырех-пяти лет. Ошибки в произношении связанны с возрастом и когда малыш станет постарше все пройдет, а вот если уже нет, то в садике или в школе можно сходить на консультацию к специалисту. На самом деле это совершенно не верно. А консультация специалиста чаще необходима, в первую очередь, родителям, чтобы научить их правильно развивать речь малыша.  Благодаря современным диагностикам уже раннем возрасте можно определить, есть ли дефекты или нарушения в развитии речи малыша или предпосылки к их возникновению. 

 Чем раньше будут обнаружены дефекты, тем больше шансов их исправить. Логопед не только «ставит» звуки. Он проверяет общее развитие малыша, исследует словарный запас, смотрит, умеет ли ребенок грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами. 

 Не все родители знают, когда ошибки в произношении норма, а когда – уже  серьезное отклонение.  Речь у ребенка формируется постепенно. Гуление в два-три месяца не что иное, как тренировка дыхания и толчок к развитию интонационной системы языка. В четыре-шесть месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки. От 10 месяцев до года и четырех месяцев появляются первые слова, начинается этап становления активной речи. Ребенок очень охотно и много повторяет за говорящим. 
В полтора года у ребенка накапливается определенный словарный запас. С этого возраста у него можно услышать фразовую речь в виде коротких простых предложений.

 В два – два с половиной года малыш уже накопит серьезный, но пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепнут. В это время происходит скачок в развитии речи – первые фразы, предложения из трех и более слов. 

 Примерно к трем годам дети легко могут говорить полными предложениями, рассказывать короткие стишки, сказки. 

 До трех лет считается нормальным, если ребенок переставляет, либо опускает какие-то слоги, упрощает слова.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  1. согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми:
  2. «тота» (тётя), «мыська» (мишка), «Луба» (Люба)

2) большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими         с,з: «лосадка» (лошадка), «сапка»(шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка»(щётка);

3) дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — л,л', в, и: «колова» (корова), «лот» (рот),«лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);

4) звук л чаше всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко лзаменяется й: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);

5) звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси),«тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают,

звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок),«мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин),«мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

 С трех лет в речи малыша должны быть все свистящие звуки «з», «с», «ц». А к четырем с половиной годам должны присутствовать уже все шипящие звуки «ч», «ш», «ж», «щ». К пяти годам ребенок должен уметь произносить мягкие согласные звуки «ль», «р`», и все остальные. 

 Стоит насторожиться:

 Если к шести месяцам у ребенка не появился лепет, то обязательно стоит обратиться к логопеду. Также это необходимо сделать, если до двух лет ребенок не заговорил, или его словарный запас составляет не более 10 слов.  Заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, нужно, если малыш взаимозаменяет звуки. Например, не только в одном слове может сказать «сапка» вместо «шапка», но и в других словах - «шобака» вместо «собака». Ребенок выговаривает звуки «с» и «ш», но, скорее всего, не слышит, не различает их, поэтому и меняет местами. Неправильно, если ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. В два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но «авторское» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но никак не «шап» или «шапака». 

 Обратитесь к специалисту, если ребенок опускает гласные звуки. Они являются основой слова, ритмикой. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Нужен логопед, если ребенку больше трех с половиной лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. 

 Обязательно необходима  консультация специалиста, если в речи присутствуют запинки. Это первые предпосылки к появлению заикания.        

Также запишитесь на прием, в случае если в шесть лет ребенок не запоминает стихи и не может пересказать текст. 

Консультация  «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА».

Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. 

Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. 

Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи. 

Проводить следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3 упражнений. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Взрослый должен показывать выполнение упражнения, а ребенок под его контролем делать.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, а два других даются для повторения и закрепления. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал.

Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за чистотой, плавностью, темпом выполнения движений, за нормальным тонусом мышц, умением удерживать движение определенное время. Мышцы должны быть без лишнего напряжения или вялости.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ниже приведены традиционные в логопедической практике комплексы упражнений, используемых в артикуляционной гимнастике.

 Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 Упражнения для губ и щек 

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслаблен­ный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Дата последнего обновления страницы 06.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»